Интервью атамана ВсКО Н. А. Долуды


В онлайн режиме атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда ответил журналистам на актуальные вопросы, касающиеся роли казаков в современной жизни общества.
Ситуация с коронавирусом стала своего рода испытанием на прочность и жизнеспособность всех имеющихся систем и структур – и государственных, и общественных. Как атаман ВсКО, как Вы оцениваете роль казачества в борьбе с коронавирусом?
- В этот период трудностей и бед, вызванных пандемией, мы показали всему миру сущность и человечность России! С первых дней возникновения опасности распространения новой коронавирусной инфекции казаки пополнили ряды мобильных отрядов на территории страны. На помощь органам местного самоуправления, сотрудникам полиции, Росгвардии и Роспотребнадзора пришли казаки реестровых казачьих войск - дружинники и добровольцы, входящие в состав Всероссийского казачьего общества. Всего к участию в профилактических мероприятиях привлечено более
13 000 казаков. За этими цифрами - проявленные высокая гражданская ответственность казаков, мобильность и способность казачьих войск к самоорганизации.
Я выражаю благодарность медикам, которые находятся на передовой, спасая жизни людей. Они не бывают дома, не видят своих близких по много дней, а порой и недель. Оставаясь в своих медучреждениях, они находятся в зоне риска заражения при контакте с больными пациентами. Как атаман Всероссийского казачьего общества я благодарю всех казаков, которые принимают участие в охране общественного порядка и контроле режима самоизоляции почти во всех регионах нашей страны. Я благодарен молодым казакам, которые оказывают помощь пожилым людям в приобретении и доставке лекарств, продуктов питания. Во все тяжелые времена российское казачество не стояло в стороне, а всегда приходило на помощь жителям страны. И в это трудное время казаки делают все возможное для организации и проведения профилактических мероприятий по месту жительства.
Однако, меня беспокоит ситуация, сложившаяся в Забайкальском и Иркутском казачьих войсках. В сложный период, когда людям так нужна помощь и поддержка казаков, их в мероприятиях по профилактике коронавируса задействовано очень мало. В Забайкальском и Иркутском войсках - всего по 86 казаков. Это говорит о том, что или казаки не нужны руководству регионов муниципальных образований, или атаманы не в полной мере взаимодействуют с властью. Да, в этих регионах наименьший показатель заражения коронавирусной инфекцией, но это не значит, что можно снизить профилактические меры и ждать, пока цифры возрастут.
Для сравнения приведу примеры участия казаков в мобильных группах в других войсках. В Кубанском задействовано 1264 казака, на Дону – 1170 казаков, в Оренбургском – 1027, в Сибирском – 786.
Как показал мониторинг интернет-ресурсов, в инфо пространстве вышло более 100 публикаций, касающихся усиления казачьих патрулей, оказания помощи населению в приобретении, доставке лекарств и продуктов, а также по теме борьбы с фейковой информацией в разных регионах. Наибольшее количество материалов вышло на Кубани, на территории Терского казачьего войска и Всевеликого войска Донского. Активно поработали в этом направлении Черноморское, Оренбургское и Центральное казачьи войска. Информации об участии казаков Забайкальского, Енисейского и Иркутского казачьих войск в профилактических мероприятиях на данный момент нет ни в одном источнике СМИ. Это меня очень волнует.
Каким образом выстраивается взаимодействие реестрового и нереестрового казачества? Создание Всероссийского казачьего общества стало фактором, объединившим реестровых казаков и общественников, или поводом идеологических конфронтаций между ними?
- 4 ноября 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин утвердил Устав Всероссийского казачьего общества, принятый на Учредительном круге в ноябре 2018 года. В Уставе конкретно определены цели и задачи организации, учредителями которой являются 11 реестровых казачьих войск, располагающихся на территории 79 субъектов РФ. Одной из таких задач является организация взаимодействия между реестровыми казачьими войсками и общественным казачьими организациями. В реестре на сегодняшний день насчитывается около 180 тысяч казаков, а общественников - более 600 тысяч. Но, и те, и другие являются патриотами своей страны, и, естественно, всем нам небезразлично будущее России, какова будет роль страны на международной арене, какое будущее ждет наших детей и внуков.
Да, реестровые казаки взяли на себя обязательства по несению госслужбы, определенные Законом РФ №154 «О несении государственной службы российского казачества». Казачьи общественные организации таких обязательств на себя не берут. Но наша совместная деятельность будет направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие системы казачьего образования, которая подразумевает изучение истории, культуры, обычаев и традиций казачества, а также основ Православной культуры. В память о героическом прошлом казачьих предков мы вместе будем организовывать и проводить поминовения. Вместе будем заниматься наставнической деятельностью, проводить спортивные мероприятия и заниматься работой по созданию Союза казачье молодежи России.
Отношения наши должны выстраиваться таким образом, чтобы не было идеологических конфронтаций, а были серьезные результаты и консолидирующая деятельность, направленная на развитие российского казачества и улучшение жизни населения страны. Тогда придет авторитет и уважение. Сейчас мы только в начале совместного пути. Безусловно, я понимаю, что есть много казаков, которые вроде и ратуют за развитие казачества, но на самом деле пытаются судить всех и вся, подвергать агрессивной критике любое начинание, деятельность, направленные на сближение реестровых казачьих войск и общественных организаций. Трудно понять, что движет мыслями таких людей, какие цели и задачи они перед собой ставят. И хочется увидеть, что они сами сделали полезного для дальнейшего развития казачества России, кроме написания разного рода пасквилей.
Объединение реестрового и нереестрового казачества находит отражение и в проекте Федерального Закона РФ «О развитии российского казачества», и в Стратегии развития российского казачества до 2020 года, утвержденной президентом страны.
Уверен, что будущее казачества – в объединении казаков реестра и общественников по тем направлениям, которые я назвал. Эта работа будет направлена на благо жителей страны и на благо Великой России.
Новые задачи на федеральном уровне
Должность атамана ВсКО наделена большими полномочиями - Вы стали членом Общественной палаты РФ, вошли в состав рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию РФ. Какие базовые задачи Вы ставите перед собой как атаман ВсКО?
- Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин принял решение о создании Всероссийского казачьего общества. Это решение историческое, так как такой структуры в современной России никогда не было. Учредителями ВсКО являются, как я уже говорил 11 реестровых казачьих войск. В 2020 году сформировано еще и Черноморское казачье войско, которое располагается на территории Республики Крым и города Севастополя. Но юридически оно может войти в состав ВсКО только по решению Большого круга, который пройдет в конце 2021 года. 4 ноября 2019 года президент страны утвердил Устав ВсКО.
Основной целью создания ВсКО является участие в реализации государственной политики в отношении российского казачества. В том числе и совершенствование механизма взаимодействия российского казачества с государственными органами и органами местного самоуправления. Исходя из штатной численности штаба ВсКО (39 человек), требований Устава, как атаман я выстраиваю свою работу совместно с Федеральным агентством по делам национальностей России - уполномоченным органом Правительства РФ по взаимодействию с казачеством, а также с Советом при Президенте РФ по делам казачества.
На сегодняшний день создана серьезная нормативно-правовая база, определяющая государственную политику в отношении российского казачества. Будущее казачества России я связываю с постоянным развитием и совершенствованием. Именно казачье самоуправление и самодисциплина способствуют интеграции казачьих войск в общегосударственную систему.
Главными в работе штаба ВсКО мы определили следующие направления деятельности:
Работа по совершенствованию организации несения государственной и иной службы казачества, основу которой составляет охрана общественного порядка совместно с сотрудниками МВД, а также участие в охране госграниц совместно с пограничной службой;
Патриотическое воспитание подрастающего поколения;
Обеспечение развития сети образовательных учреждений всех типов, использующих образовательные программы с учетом исторических, культурных и традиционных ценностей российской казачества, в том числе в казачьих кадетских корпусах;
Активное участие в реализации государственных и муниципальных программ в отношении российского казачества;
Участие в предупреждении и ликвидации ЧС и природоохранных мероприятиях;
Организация тесного взаимодействия с общественными казачьими объединениями и организациями за рубежом;
Содействие развитию межнациональных и межрелигиозных отношений;
Повышение роли российского казачества в решении государственных и муниципальных задач;
Создание казачьих молодежных организаций в реестровых казачьих войсках, а также создание и развитие Всероссийского казачьего молодежного движения Союз казачьей молодежи России;
Обеспечение информационной открытости в деятельности казачьих войск и ВсКО в целом;
Проведение работы по организации самодостаточной экономики казачьих обществ в виде создания казачьих кооперативов и предприятий;
Духовное воспитание казаков, членов их семей и казачьей молодежи;
Организация и проведение военно-полевых сборов на полигонах Министерства обороны РФ во всех реестровых казачьих войсках.
Казачество без Православия не мыслимо. Перед нами стоят очень серьезные государственные задачи. Президент страны верит в нас, казаки нужны России. Это должны понимать все руководители федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Если глава государства принял такое решение, значит руководители всех уровней и атаманы казачьих войск, отдельских, районных и первичных казачьих обществ должны повернуться лицом друг к другу в решении задач, поставленных верховным главнокомандующим. Важным фактором для дальнейшей совместной работы и тесного взаимодействия станет принятие Федерального Закона «О развитии российского казачества», что позволит в полной мере использовать потенциал и ресурсы казачества России.
Впереди нас ждет большая и ответственная работа по защите Родины, укреплению ее внешних и внутренних рубежей, сохранению мира и взаимопонимания народов, проживающих в стране. И эта работа по силам нам – казакам!
Обстановка в войсках – преимущества и недоработки
Вы осуществили ряд рабочих поездок в реестровые казачьи войска. Чтобы составить полную картину об уровне организации работы российского казачества, Вам еще предстоит несколько поездок. Но уже сегодня Вы можете дать оценку работе войск, в которых удалось побывать? Какие недостатки выявлены? В какой мере главы регионов готовы оказывать поддержку и идти на встречу казакам?
- На самом деле, чтобы понять истинную картину происходящего в казачьих войсках и объективно оценить обстановку по выполнению уставных требований, необходимо побывать на местах, пообщаться со стариками, атаманами и казаками, встретиться с представителями региональных и муниципальных органов власти, руководителями правоохранительных органов, казачьих общественных организаций.
Я планирую объехать все реестровые казачьи войска, а также самостоятельные казачьи округа и отделы, внесенные в государственный реестр. Пока, в силу разных причин, это не совсем удается осуществить. Тем не менее, начиная с декабря 2019 года по настоящее время, я побывал в Волжском, Оренбургском, Центральном казачьих войсках и Балтийском казачьем округе города Калининграда. Принял участие в выборном круге Всевеликого войска Донского, в учредительном круге Черноморского казачьего войска в городе Симферополе, повстречался с руководителем Ставропольского края и заместителем полпреда Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, с которыми обсудили вопросы проведения выборного круга в Терском казачьем войске и обстановку в нем. Также провел рабочую встречу с атаманами самостоятельных реестровых казачьих отделов и округов, находящихся на Северо-Западе страны, – Ленинградская область (г. Санкт-Петербург), Калининград, Псковская и Вологодская области, Республика Карелия. При встрече обсудили перспективы развития казачьих обществ на указанных территориях.
Хочу отметить главное: как бы сложно не было атаманам всех уровней организовывать и проводить свою работу, какие бы преграды не возникали на их пути, казачество живет, трудится, несет службу, занимается воспитанием подрастающего поколения, - зачастую только за счет своего энтузиазма, преданности казачьей идее, опираясь на обычаи, традиции, культуру и заветы наших героических предков.
Очень часто, к сожалению, руководители региональных и муниципальных органов власти не используют потенциал казачества для решения стоящих перед ними задач и существующих проблем. А если и привлекают казаков, то не используют все имеющиеся возможности казачьих обществ. В Оренбурге и Самаре со стороны руководителей власти были даны обещания о выделении помещений под штабы и о назначении атаманов отдельских казачьих обществ на должности начальников управления структур областной власти, курирующих казачество. Помещения под штабы необходимы для того, чтобы атаман любого уровня мог иметь возможность принимать казаков и жителей населенных пунктов, проводить Советы атаманов и рабочие совещания со стариками, казаками и молодежью по вопросам уставной деятельности. Но пока обещанное осталось на уровне слов. Надеюсь, что с принятием решения президентом страны об образовании Всероссийского казачьего общества, все руководители субъектов страны увидят этот государственный посыл и по-другому начнут относиться к казакам и их возможностям.
На мой взгляд, одной из главных проблем является то, что в структуре региональных властей зачастую деятельность казачества курирует один из вице-губернаторов, совершенно непонимающий казачьей жизни и стоящих перед казаками задач, не знающий истории, традиций и взаимоотношений между казаками. Такие назначения просто не допустимы. Они приносят вред нашему общему делу.
Что касается участия казаков в охране общественного порядка, то в тех казачьих обществах, где я побывал, пока низкие показатели. Кроме того, кое-где охрана общественного порядка осуществляется в полевой форме одежды, что просто не допустимо. Потому что для каждого реестрового казачьего войска руководством страны установлена своя форма одежды и именно в ней положено нести службу по охране общественного порядка. Тогда жители населенных пунктов будут знать, что это казаки совместно с сотрудниками полиции охраняют их покой и общественный порядок. Полевую форму одежды сегодня носят и рыбаки, и охотники, и огромное количество жителей населенных пунктов.
Меня очень беспокоит система казачьего образования, она сильно пробуксовывает, а кое-где отсутствует полностью. Казачьи школы и классы во многих регионах единичные. Кроме того, нет ни одного казачьего кадетского корпуса в Оренбургской области и Ставропольском крае, где исторически глубокие казачьи корни. В Волжском казачьем войске в городе Самаре казачий кадетский корпус находится под ведомством министерства образования области и никакого взаимодействия с казачьим обществом не имеет. Дети не изучают обычаи, традиции, казачью культуру волжских казаков. Кадетский корпус носит статус казачьего образовательного учреждения, но никакой казачьей составляющей не имеет. Также в структуре органов власти этих областей отсутствуют подразделения, курирующие казачество, что, безусловно, вызывает удивление.
Далеко не в каждом реестровом войске должным образом уделяется внимание вопросам казачьей экономики. В качестве положительного примера приведу создание казачьего торгово-перерабатывающего предприятия казаками Оренбургской области. Это пример для подражания. Проведена очень серьезная, нужная работа в городском казачьем обществе.
В каждом реестровом казачьем войске необходимо иметь официальный сайт, чтобы жители регионов знали и видели, чем занимаются казаки и какие задачи они решают. Благодаря конкретным делам будет формироваться авторитет и придет уважение к казакам. А если официальной информации нет, – появляются всякого рода домыслы и обман. До сих пор официальных информационных порталов нет в Иркутском, Уссурийском и Енисейском казачьих войсках. Некоторые атаманы объясняют это отсутствием денежных средств и кадров для их содержания, ссылаясь на то, что вся необходимая информация публикуется в соцсетях. В Иркутском войске - сплошной информационный вакуум, не ведутся даже соцсети. Все эти проблемные вопросы обозначены давно и не решаются длительный период времени. Но решать их в любом случае необходимо, и при том, в кратчайшие сроки. Ведь именно присутствие каждого войска в информационном пространстве формирует общественное мнение.
Информационное сопровождение деятельности казачьего войска должно быть доступным для жителей регионов. Иначе, можно проводить тысячи мероприятий, но население об этом ничего не будет знать. А значит и мнение будет формироваться негативное.
В завершении этой темы приведу пример организации взаимодействия Кубанского казачьего войска с региональной властью, которое дает хорошие результаты. Уверен, что к этому необходимо стремиться всем регионам, на территории которых исторически располагаются реестровые казачьи общества. В реестре войска 555 казачьих обществ, куда входят отдельские, районные, станичные и хуторские. Помещения под штабы отсутствуют всего в 13-ти хуторских казачьих обществах. В структуре администрации Краснодарского края создан Департамент по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывниками в составе 23 человек. Атаман войска является заместителем губернатора. 30 атаманов районных казачьих обществ работают на должности заместителя главы муниципального образования, многие атаманы станичных и хуторских казачьих обществ работают главами сельских поселений. А значит, что вертикаль управления казачьими обществами выстроена грамотно, с использованием административного ресурса. Это дает возможность оперативно решать многие вопросы и проблемы казаков, членов их семей и в целом казачьих обществ.
Ежегодно для организации работы казачьих кадетских корпусов и несения казаками государственной службы выделяются необходимые денежные средства. 1700 казаков на постоянной основе несут службу по охране общественного порядка совместно с сотрудниками МВД во всех 44-х городах и районах края в казачьей форме одежды установленного образца. А в дни государственных праздников и православных дат, дополнительно в охране общественного порядка принимают участие около 6000 казаков на общественных началах. 62 казака на постоянной (профессиональной) основе охраняют лесные массивы от незаконной вырубки и занимаются противопожарной безопасностью. 30 казаков – участвуют в охране госграниц. 244 казака в курортный сезон охраняют муниципальную собственность на набережных городских курортов.
Также на Кубани налажена и наставническая работа, для чего отобраны и подготовлены 1600 казаков, прошедших специальное обучение. Они занимаются с детьми в 62-х казачьих школах, 4,5 тысячах казачьих классах и 7-ми казачьих кадетских корпусах, где обучают истории, культуре, традициям и обычаям кубанского казачества. В войске функционируют два официальных сайта, а также заключены договора с редакциями краевых газет, двумя телеканалами и радио.
В реестре Кубанского казачьего войска 56 тысяч казаков. Ежегодно с атаманами исторических казачьих отелов, районных и первичных казачьих обществ проводятся военно-полевые сборы, на которые выходит около 7000 казаков. Проводится 17 поминовений. На сегодняшний день казачьим обществам выделено более 21 тысячи гектар земли, создано 28 казачьих кооперативов. Все это дает ощутимые результаты.
Почти 90% населения края поддерживает развитие кубанского казачества. Почему мы имеем такие результаты? Да потому что и губернатор, и администрация края, и краевой парламент, главы муниципальных образований и атаманы всех уровней находятся в единой упряжке по выполнению задач, стоящих перед регионом и казачеством. И только системное, живое взаимодействие казачества, представителей законодательной, исполнительной власти и широкой общественности позволит в полной мере выполнить реестровым войскам серьезные государственные задачи, поставленные руководством страны, используя весь свой потенциал.

0 комментариев

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх